Главная » 2016 » Январь » 13 » В Минстрое объяснили, почему государство не должно оплачивать капремонт
20:57
В Минстрое объяснили, почему государство не должно оплачивать капремонт

Д. НАДИНА: У микрофона Дарья Надина, это программа «Позиция», и с нами на связи Андрей Чибис, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Вопросов к сфере ЖКХ много, говорить будем, естественно, на эту тему. Андрей Владимирович, здравствуйте. 

А. ЧИБИС: Здравствуйте. 

Д. НАДИНА: Когда готовилась к эфиру, мне на глаза попалось исследование ВЦИОМ, они спрашивали, чем недовольны жители нашей страны, когда мы говорим о ЖКХ. Выяснилось, что в целом качество предоставляемых услуг ЖКХ на отлично оценивает только 3% респондентов. По-Вашему, это можно расценивать как оценку «два» ведомству или нет? 

А. ЧИБИС: Я бы вообще не ставил оценку ведомству, потому что оно два года делает из отрасли, которая нам досталась с огромным количеством проблем, накопленных десятилетиями, современную и эффективную, и в одночасье эту махину перевернуть невозможно. Передо мной лежит это исследование ВЦИОМ, где первым пунктом указано, что 76% россиян удовлетворены качеством жилищно-коммунальных услуг, и показатель растёт от периода к периоду, увеличивается доля положительных оценок «хорошо» и «отлично» по девяти пунктам с начала наблюдения за полгода исследований в 2015 году. Давайте не передёргивать, не жонглировать фактами, а быть объективными. То, что нам удалось переломить тренд в отрасли, которая ассоциировалась негативно с чёрной дырой многие годы, не только в позиционировании, отношении людей, а, действительно, в изменении качества услуг этой системы. Мы благодарны людям за эту оценку и считаем это достаточно серьёзным первым достижением двухлетней работы. 

Д. НАДИНА: Хорошо, давайте пойдём дальше по этому исследованию, тем более что оно у Вас перед глазами. Задавали вопрос: чем больше всего недовольны граждане нашей страны. Люди жалуются на отсутствие парковок – в декабре 23%, и отсутствие должного контроля со стороны государственной жилищной инспекции – 25%. Все эти претензии относятся к Вашему ведомству? 

А. ЧИБИС: К парковкам, конечно, не имеем никакого отношения. Что касается государственных жилищных инспекций, я читаю сам опрос, который делал ВЦИОМ и который мы вместе с руководителем ВЦИОМ Валерием Фёдоровым обсуждали на пресс-конференции, а не трактовку bfm.ru и определённой статьи, где надёрганы ряд опросов. Государственным жилищным инспекциям в субъектах, а это органы власти субъектов, дан карт-бланш, им выказано доверие с точки зрения контроля даже такой болезненной темы, как капитальный ремонт. Наша задача сделать государственных жилищных инспекторов независимыми, исключить конфликт интересов, в том числе внутри органов власти субъектов России. Мне как главному государственному жилищному инспектору поручено обеспечить координацию и контроль за их деятельностью. Люди всё больше и больше доверяют госжилинспекицям. К сожалению, открытость этих структур в субъектах невысока, и задача, которую мы перед собой ставим на 2016 год, обеспечить принципиальность, независимость и максимальную открытость инспекций. Я уже дал поручение в конце декабря, что каждый руководитель госжилинспекции ежемесячно проводит во всех муниципалитетах субъекта большое собрание с людьми, и в открытом режиме слышит вопросы, отвечает на них, пытается проблемы решить. На госжилинспеции мы недавно возложили целый набор серьёзных функций контроля за качеством проведения капитального ремонта, за качеством услуг, оказываемых в сфере ЖКХ, в том числе контроль за домами, которые строят для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. 

Д. НАДИНА: Андрей Владимирович, Вы упомянули капремонт. Коллеги написали мне, что была инициатива о том, что каждый второй должен сам делать капремонт, организовывать и принимать работу, это так? 

А. ЧИБИС: Я говорил лишь о том, что у нас всё больше и больше людей становятся ответственными собственниками. На сегодняшний день выбрали механизм накопления средств на капитальный ремонт на специальном счёте лишь 13% собственников квартир, а все остальные отдали деньги в Фонды капитального ремонта, которые являются государственными структурами. Даже опросы социологов показывают, что когда люди начали получать квитанции, они стали детально в этом разбираться, и всё больше и больше людей готовы открывать специальные счета, самостоятельно определять сроки, в которые делается капитальный ремонт, отбирать подрядную организацию и контролировать качество работ. Мы ожидаем, что такой тренд будет постепенно преобладать, и к 2020 году мы прогнозируем, что примерно половина граждан РФ, владеющая на праве собственности, квартирами, будут организовывать капитальный ремонт не через региональные Фонды капитального ремонта, не через государство, а самостоятельно копить деньги на специальных счетах, а государство таким людям будет оказывать поддержку в виде льготных кредитов. Эта задача стоит перед нами в 2016 году. Мы прогнозируем, что половина собственников будут заниматься этим сами. Те, кто не хочет, не готов, а сегодня большинство людей полагаются на государство в решении этой задачи, тем вся организационная государственная поддержка будет оказываться. Вот о чём шла речь, вот суть моих заявлений. 

Д. НАДИНА: Согласитесь, очень многие рассчитывают на государство ещё и в плане оплаты капремонта. Многие приватизировали свои квартиры в домах, которые давно не ремонтировались и нуждаются в срочном ремонте. Тем не менее, им придётся ещё лет 10 копить на капремонт – что делать с этим? И почему были приватизированы квартиры и общедомовая территория в домах, несмотря на то, что капремонт там не был произведён. 

А. ЧИБИС: Мне сложно комментировать решения, принятые в 1992, 2004, 2005, 2008 годах, я могу ответить за сегодняшнюю картинку. Вы правы, что значительное количество людей до сих пор считают, что оплатить должно государство. При этом они забывают про 36 миллионов граждан РФ, которые проживают в индивидуальных домах в посёлках, городах, малых городах, про тех, кто занимаются сельским хозяйством, – они ничего не приватизировали, им ничего бесплатно не доставалось, они сами построили свой дом, сами ремонтируют крышу, когда она протекает. Одновременно с этим выращивают пшеницу, занимаются мясным скотоводством, платят налоги. Многие наши горожане, бесплатно получившие квартиры в центрах или спальных районах городов, считают, что такой фермер, самостоятельно построив дом, ремонтируя свою крышу, платя налоги, должен за счёт этих налогов отремонтировать крышу на улице Тверской в городе Москве, которая стоит не один миллион долларов. Насколько это справедливо? Нам кажется, что это перекос в нашем сознании. Многие наши сограждане, а у нас 80% собственников получили квартиры в порядке приватизации, бесплатно, стали обладателями серьёзной собственности, и даже в малых городах эта квартира представляет хороший капитал, для многих, единственный, но почему-то мы считаем, что оплатить ремонт крыши, подъезда, а это всё общедолевая собственность, должен кто-то другой. Это несправедливо, и нам необходимо оказывать государственную поддержку, прежде всего, тем людям, которые в неё нуждаются. Напомню, что социальную поддержку на оплату капитального ремонта получает 30 миллионов россиян ежегодно. 

Д. НАДИНА: Один из самых часто задаваемых вопросов: почему деньги на капремонт должны сдавать люди, которые только что въехали в новостройки? Очевидно, что этому дому понадобиться капремонт лет через 10, почему надо платить сейчас, причём не мало? 

А. ЧИБИС: На счёт мало-не мало – вопрос дискуссионный. Мы прекрасно понимаем, что для многих сограждан взнос на капремонт – существенное дополнительное обременение, таким гражданам оказывается социальная поддержка. К 30 миллионам человек, которые её получают сегодня, в том числе те, у кого небольшие доходы, и дополнительную льготу получили инвалиды I, II группы, семьи с детьми-инвалидами, недавно принят такой закон, а также субъектам дано право предоставить льготу лицам, достигшим 70-летнего возраста в размере 50% скидка и 80-летним собственникам. 

Что касается жителей новостроек: каждый дом потребует ремонта через 10–15 лет, в зависимости от конструктивных особенностей. Вопрос в том, будет ли возможность у собственников в тот момент, когда это потребуется, выделить деньги на капремонт. С одной стороны, мы дали право субъектам своим законом отсрочить оплату взносов собственникам новостроек на пять лет, с другой стороны, считаем, что не стоит заигрывать с этим, каждый собственник должен аккумулировать соответствующий объём финансовых средств, чтобы в тот момент, когда придётся ремонтировать кровлю или лифты, для этого были деньги. 

По предыдущему вашему вопросу: что делать с домами, которые требуют капитального ремонта ещё вчера, а взносы начали копить только сегодня? Для этого созданы региональные Фонды капитального ремонта, по сути, кассы взаимопомощи. Когда все собственники многоквартирных домов сбрасываются, платят взносы на капитальный ремонт, а по определённой очереди, с учётом критериев износа дома, ремонтируются дома, которые нуждаются в капитальном ремонте в первую очередь. Каждый дом и собственники каждого дома вправе принять решение и выйти из кассы взаимопомощи, открыть специальный счёт и копить самостоятельно эти деньги. Например, Москва приняла решение, что через три месяца собственники могут забрать свои деньги из регионального Фонда капитального ремонта, открыть специальный счёт, копить сами и отвечать за ремонт своего дома. Система гибкая, даёт людям возможности, в зависимости от активной жизненной позиции, самим заниматься домом. Конечно, мы приветствуем и поддерживаем, чтобы собственники многоквартирных домов стали не просто отвечать за жилое помещение, находящееся за их железной дверью, а осознали, что и двор, и крыша, и подъезд, и лифт – наше общее имущество, и к нему надо бережно относиться. 

Д. НАДИНА: Это разумно, только идёт в разрез с восприятием услуг ЖКХ в течение последних 70 лет. Вы говорите о том, что квартира должна быть тем же самым, что частный дом для людей, которые проживают в частном секторе. Получается, людям надо свои квартиры продавать и переселяться в дома, нести полностью за себя ответственность – это не привычно для тех, кто живёт в городе, в многоквартирном доме. 

А. ЧИБИС: Вопрос восприятия мы должны постепенно менять. Вы справедливо говорите: люди не воспринимают то, что за своей дверью, общим имуществом, поэтому у нас продолжают рисовать в подъездах, жечь кнопки лифта – это делают дети собственников, которые получили квартиры бесплатно. В советское время, те самые 70 лет, у нас не было частной собственности, за исключением кооперативных домов. Между прочим, люди в кооперативных домах, которые их строили, всегда отвечали за свою собственность, всегда копили на капитальный ремонт. А те, кто получили квартиру по заслугам, но в социальный наём, не были вправе ни продать, ни завещать это имущество. Теперь 80% населения бесплатно получило эти квартиры. Они могут их продать в любой момент, завещать своим детям, внукам – это наша собственность, а собственность – это не только права, но и обязанности, как обязанность ремонтировать свой частный дом, свою дачу, машину, потому что если вы не будете менять тормозные накладки, масло в двигателе, машина встанет. Если мы сегодня не будем менять кровлю, лифт, трубопроводы, дом станет непригодным, опасным и для проживания, и для тех лиц, которые мимо этого дома ходят, на которых, к сожалению, периодически падают куски штукатурки или балкона. Мы должны за общим многоквартирным домом следить, финансировать его капитальный ремонт – это наша с вами собственность. 

Д. НАДИНА: Слушатель Алексей пишет нам: «Но я же плачу налоги, почему я должен платить бесконечное количество поборов за свою квартиру?» 

А. ЧИБИС: Возвращаемся к вопросу жителя, проживающего в индивидуальном жилье. Собственник индивидуального дома тоже платит налоги, житель села платит налоги, производя продукцию, занимаясь фермерским делом, при этом оплачивая налог на недвижимость, крышу своего дома он ремонтирует сам, дом он тоже построил сам. А почему за горожан, которые платят налоги со своих доходов, ремонт крыши должен оплачивать фермер? 

Д. НАДИНА: «Известия» писали, что Общественная палата просит не отключать газ у должников в мороз, это связано с трагедией, которая произошла в Татарстане, погибли пятеро детей. Что Вы можете сказать по этому поводу? Возможно ли запретить отключать газ малоимущим и социально незащищённым гражданам в зимний период, даже если они крупные должники? 

А. ЧИБИС: Каждый малоимущий или социально незащищённый гражданин вправе получить субсидию и льготу. У нас ежегодно почти 300 миллиардов рублей из бюджетной системы России тратится на субсидии и льготы тем, кто в этом нуждаются. Получателями этой социальной поддержки являются 30 миллионов человек – такой системы господдержки на оплату жилищно-коммунальных услуг нет нигде. У нас и так в отопительный период невозможно в силу законодательства отключить тепло, газ. Можно потребовать рассрочку платежа, если накопил долг, в силу правил обращений с коммунальными услугами. Трагедия, когда гибнут дети, взрослые, но не надо связывать всё это с вопросами жилищно-коммунального хозяйства. Если там возникло короткое замыкание в электронагревателе – вопрос к главе семейства, это точно не вопрос коммунальщиков, поставщиков других ресурсов, ведь электроэнергию этим людям никто не отключал, они от электронагревателя обогревались. Недопустимо трагедии, уносящие жизни людей, особенно детей, нагло, по-хамски привязывать к вопросам отключения услуг за неуплату. Мне кажется это передёргиванием фактов. 

Д. НАДИНА: Было сообщение о том, что с 1 января вступил в силу закон, который существенно повысит пени за неуплату услуг ЖКХ. Кто пострадает в первую очередь от введения такого закона? 

А. ЧИБИС: Злостные неплательщики. Мы в 2016 году запускаем процедуру штрафов в пользу потребителей за некачественные услуги или неправильный счёт. Одновременно с этим повышена ответственность для злостных неплательщиков по всей цепочке: для управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций, которые не платят за электроэнергию и газ, и для тех лиц, которые не платят за коммунальные услуги. Повышенная мера ответственности для физических лиц, потребителей будет наступать с 91 дня, на четвёртый месяц. Если вы три месяца не платите, тогда для вас процентная ставка существенно возрастёт. 

Д. НАДИНА: Не кажется ли Вам, что в период кризиса, не самых лучших времен в экономике, принятие этого закона станет финишем для очень многих малообеспеченных семей? 

А. ЧИБИС: В третий раз напоминаю, что малообеспеченные семьи получают социальную поддержку, объём которой составляет почти 300 миллиардов рублей ежегодно, и получают её 30 миллионов семей. В силу законодательства, если у семьи есть долг, они вправе потребовать рассрочку платежа от того, кто поставляет им ресурсы – это заложено в постановлении правительства в правилах оказания коммунальных услуг. Я уверен, что если вы живёте в ТСЖ, и часть людей не платят за свои квартиры, при этом дом нужно отапливать, лифты должны работать, дом должен убираться, освещаться, вода поставляться, мусор вывозиться. Неплательщики перекладывают бремя оплаты всех услуг по дому на своих добросовестных соседей. Если у какой-то семьи возникла проблема с оплатой – потребуйте рассрочки. Если необходима социальная поддержка – обратись в орган социальной защиты, ещё летом 2014 года мы упростили порядок предоставления этой поддержки, достаточно одного заявления, служба самостоятельно проверяет твои доходы и твоё место работы. Кому сегодня непросто, для тех созданы все необходимые условия, но обязанность свою по оплате нужно выполнять. Никто не может, ссылаясь на тяжёлое финансовое состояние, прийти в магазин, взять пять литров воды и забрать их, потому что есть проблема. В рассрочку – может, прокредитовавшись. Всё, что связано с рассрочкой – законодательством ЖКХ всё предусмотрено. 

Д. НАДИНА: Это всё так, но есть много семей, которые трудясь полную неделю зарабатывают сумму чуть выше МРОТ, и они уже не считаются малообеспеченными, поэтому все эти послабления им не особо помогут. 

А. ЧИБИС: Есть категории льготников: инвалиды, ветераны труда и ещё ряд лиц, получающих 50-процентную льготу, то есть 50% за них оплачивает государство. Независимо от этих категорий все те граждане, у которых размер квитанции, совокупного платежа за жилищно-коммунальные услуги, превышает порог, который установлен в субъекте федерации, в Москве это 10%, в каких-то – 15%, выше которого не может быть плата – это 22%. Всё, что выше 22% от дохода человека, платит государство. В среднем по стране, с учётом принятых субъектами решений, это 17%. Мы понимаем всю сложность проблемы. Но самый главный неплательщик, это скажет вам любой председатель ТСЖ, глава совета многоквартирного дома – абсолютно самодостаточный гражданин, обладающим доходом выше среднего, но считающий, что платить за ЖКХ – последнее дело. Второй главной категорией неплательщиков являются владельцы второго и третьего объектов недвижимости, которые они сдают. 

Д. НАДИНА: Такая позиция понятна. 

А. ЧИБИС: Это реальная картина жизни. Раз в неделю я езжу в регионы по поручению министра, и я удивляюсь, когда бабушки выходят, говорят: сделайте что-нибудь с этой семьёй, у них два автомобиля, а оплачивать услуги за них вынуждены мы, чтобы у нас двор убирали и мусор вывозили. 

Д. НАДИНА: Много сообщений от слушателей, несколько прочитаю. «На капремонт пишут миллионы, а по факту тратят копейки», «Я согласен, но через пять лет я продам квартиру, а в доме лифты у нас к замене в 2027 года, крыша – в 2025 году, мне придётся оплачивать, а результата не вижу. Все дома в округе отремонтировали, заменили окна, фасады, а наш дом как стоял серым и забытым, так и стоит», «Обязанности собственников понятны и верны, а обязанности ЖКХ не понятны, в СССР двор убирал один дворник, а не 25 таджиков, почему мы должны оплачивать их услуги? И ремонт подъездов вряд ли можно назвать ремонтом – малярство». 

А. ЧИБИС: Взнос на капитальный ремонт – ответственность в отношении своей собственности. Вы продали одну квартиру, тот, кто купил, получит эти блага, продолжая оплачивать взносы. Вы купили в другом доме квартиру – там кто-то до вас тоже копил деньги на капитальный ремонт. 

Про советские времена – напомню сантехника Афоню, классический пример советского ЖКХ, значительное количество нанимателей в многоквартирных домах сами убирали площадки, мыли полы в подъезде, а не управляющая компания. 

Д. НАДИНА: Я до сих пор это делаю, у нас тоже не моют полы в подъезде. 

А. ЧИБИС: Так давайте потребуем от управляющей компании, чтобы они выполняли свою работу. Законодательно мы определили постановлением правительства минимальный перечень работ, которые должна выполнять управляющая организация. Если хоть какую-то работу, в том числе мытьё полов, не делают, она имеет все риски, помимо штрафа, потерять лицензию на право деятельности. Давайте будем более ответственными и активными. У нас есть права, и их надо защищать. Если есть такая проблема, надо обратиться в Госжилинспекцию, в Москве работает специальный портал, на который можно написать жалобу, и Госжилинспекция проблему решит. Планируем, что в 2016 году такие системы заработают по всей стране для удобства собственника и потребителя ЖКХ-услуг. 

По поводу 25 таджиков – я не вижу 25 таджиков в наших домах, их сейчас вообще минимальное количества даже в московском ЖКХ работают, трудятся люди из других регионов, из Москвы, молодой человек что-то путает. Если нам не нравится управляющая компания – давайте выберем другую, не нравится способ управления через компанию – давайте создадим ТСЖ. Практика показывает, что очень многие ТСЖ хорошо работают. 

Д. НАДИНА: Безусловно. Но Вы же согласны, что тогда надо собрать всех владельцев квартир, а очень часто собственники их сдают, бог знает где находятся, собрать всех жильцов на собрание невозможно. 

А. ЧИБИС: Достаточно всех уведомить. Первый блок государственной информационной системы ЖКХ уже заработал, теперь каждый собственник может увидеть, какая управляющая компания управляет его домом, обратиться с жалобой на неё, потому что реестр лицензий с привязкой к домам есть теперь в интернете на сайте Госуслуги. До введения лицензирования было непонятно, какая компания нашим домом управляет, кому жаловаться и предъявлять претензии. В середине 2016 года эта система заработает в полную силу, мы сможем даже собрание организовывать, отправляя уведомления через эту систему. В прошлом году мы внесли изменения в Жилищный кодекс, и теперь можем поручить своей управляющей компании организовать собрание, в том числе по вопросу смены этой управляющей компании. А если она нарушит это правило, то Госжилинспекция поможет вам, как собственникам, поменять свою управляющую организацию. Более того, за два нарушения по дому в год управляющая компания лишается права управления этим домом, если собственники не приняли другого решения. ЖКХ меняется, эту отрасль не просто поменять, но мы для этого всё делаем. Кроме того, важна позиция самих людей, которые живут в многоквартирных домах: не надо забывать о том, что мы хозяева своего дома, также как хозяева своей жизни, и надо активно своими правами пользоваться. 

Категория: Россия | Просмотров: 158 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar